Яблоня. Рисуем вместе с детьми и преодолеваем изобразительные штампы в детском рисунке.

В нашей студии развивающего обучения продолжаются занятия и сегодня я хотела бы поделиться с вами нашими очередными маленькими достижениями. Сегодня мы учились рисовать дерево с помощью всего 2-х цветов - красного и зеленого. Что у нас получилось - смотрите сами!



Но прежде начать хочу издалека. Помню, еще в университете нам говорили о графических штампах в детском рисунке. Штампы эти заключаются в том, что как ребенка научили рисовать какие-либо предметы или явления воспитатели в садике или родители, так он и продолжает рисовать, боясь сделать что-то по-другому, не так, как привык. В определенный период, когда у ребенка только-только появляются какие-то осознанные и узнаваемые предметы в рисунке, это вовсе не является отрицательным явлением - ребенок повторяет и тем самым учится. Но когда старшие дошкольники рисуют дерево только в виде морковки и человека только кружочками-палочками - это уже не есть хорошо. Часто в поисках материала и идей к занятиям брожу в интернете и вижу очень много мастер-классов и уроков, на которых учат детей правильно рисовать именно дерево-морковку или дерево-палку.

Именно с этим я попыталась бороться на данном уроке. Дерево - это ведь не палка и уж точно не морковка - это прекрасное ПЛАСТИЧНОЕ растение  со своим характером, возрастом и даже голосом.

Дети в возрасте 4-6 лет уже хорошо знают деревья, их названия и форму - что дуб толстый и большой, береза стройная, осинка тоненькая, а сосна высокая. Об этом и начинаем говорить с ребятами в начале урока. Дети называют дерево, а я показываю его на картинке (заранее подготовила изображение разных деревьев).

А потом задаю неожиданный вопрос: а дерево похоже не человека? Дети сначала смотрят недоуменно, а потом протяжно отвечают - нееееет!
А вот и не угадали! Похоже! У дерева, как и у человека, есть туловище - это ствол. Есть люди худенькие, есть толстенькие, так и деревья бывают и толстые, например, дуб, и худенькие - осинка, березка.
У человека есть руки? Есть. И у дерева есть руки - это ветки. Только у дерева их много. А на ветках маленькие веточки, как у человека пальчики!
А ноги есть у человека? Конечно! А у дерева? (Дети опять - неееет). А корни? Они не видны, находятся под землей, но дерево на них стоит, как человек на своих ногах.
У человека сверху кожа, а у дерева? Кора! А когда поранят кожу дерева - кору, что дерево делает? Плачет! Прям как человек, когда ему больно.
И даже прическа есть у дерева, как и у человека. Это что? Правильно - крона, листочки. У каждого дерева своя крона, как у каждого человека своя прическа.
А еще у каждого дерева есть возраст, некоторым деревьям уже больше 100 лет, а есть деревья, которые растут на земле гораздо дольше.
Вот видите, как много общего мы нашли между человеком и деревом!

Сегодня мы нарисуем яблоню - дерево, которое практически всегда растет очень близко к человеку и кормит его очень вкусными яблоками.



Спрашиваю у детей - а какого цвета ствол и веточки у дерева? Отвечают - коричневого. И тут же следом жалостливо - а у меня нет коричневого! А следом остальные подхватывают - и у меня нет! Я говорю - так и у меня нет! Зато у вас на столе есть 2 цвета - красный и зеленый, давайте попробуем их смешать, может у нас получится новый цвет для дерева? 
Двигаем поближе к себе палитру, набираем на большую кисточку красного цвета и переносим его на любой кружочек палитры.


Помыли кисточку после красного цвета, набираем зеленого и переносим его на палитру в красный цвет. Мешаем-мешаем-мешаем и что получаем? Коричневый цвет!



Лист бумаги нам нужно положить вертикально, т. к. дерево растет вверх и ему нужно много места на листочке.
 Рисуем без карандашного наброска большой кисточкой новым коричневым цветом.

1. Все деревья растут снизу вверх - тянутся к солнышку, поэтому и рисуем мы снизу вверх. Деревья редко бывают абсолютно равные, чаще всего под воздействием ветра ствол дерева искривляется. Так и рисуем - росло дерево ровненько-пряменько, тут подул ветер и дерево немножко искривилось-наклонилось.
2. Дерево у своего основания всегда толще, поэтому немножко кистью утолщаем его. Туловище-ствол нашего дерева готов!
3. Теперь приступим к рукам-веткам. Ветки у дерева тоже кривые, они тоньше чем ствол, и ветру их гораздо проще изогнуть. Рисуем ветку с одной стороны, потом с другой.
4. Как мы говорили, веток-рук у дерева много, поэтому добавляем еще несколько со всех сторон.

5. А сейчас рисуем пальчики у дерева - маленькие веточки. Веточки тоненькие, поэтому рисуем тоненькой кисточкой, едва касаясь листа.
6. Добавляем-добавляем, веточек должно быть много!
7. На меленьких веточках  рисуем веточки еще меньше.Ручки и пальчики у дерева готовы!
8. Рисуем нашему дереву прическу. На большую кисть набираем прямо из баночки зеленый цвет и методом примакивания формируем крону дерева.


9. Тоже самое делаем и тоненькой кисточкой - маленькие листочки. 
10. Прическа готова!
11. Той же тоненькой кисточкой и зеленым цветом рисуем травку, тоже снизу вверх.
12. Помыли после зеленой краски тоненькую кисть, набрали из баночки красный цвет и небольшими кружочками рисуем аппетитные яблочки! Яблоня готова!

Деревья у нас получились ну очень разные! 



Хочу немножко проиллюстрировать свой текст выше об изобразительных штампах. Вот примеры дерево-морковки и дерево-палки. Сразу хочу заметить, что оба эти рисунка мне очень нравятся, НО! Точно таким же образом дети нарисуют любое другое дерево - березу, елку и т. д. Просто вместо листочков и яблок появятся черные полоски или иголки, а сама структура дерева останется та же. 

 

А вот совсем другое дерево. Удивительно пластичное и даже ритмичное! Про такое дерево можно рассказать целую историю.


Очень мне понравилось по пластике и вот это дерево. Какое-то оно очень женственное!

 

А у этого дерева совсем другой характер - сильный, волевой, может быть даже агрессивный.


А это дерево многое говорит о своем авторе. Дерево нарисовано в самом низу листочка в левом углу. Очень милое и доброе дерево. Его нарисовала очень хорошая и спокойная девочка, немного стеснительная и немногословная.



И еще рисунки!

 




Рисуйте с удовольствием! :)

 Яблоньки принимают участие в детской галерее.



Комментарии

  1. Спасибо! Очень интересное занятие! Воспользуюсь с дочкой))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду очень рада, если урок пригодится! Спасибо! :)

      Удалить
  2. Вот про дерево-морковку и человечка-кружочками (условно) это про меня :( И я точно так же рисовала дочке. Деревья, правда, всего несколько раз. А вот человечков (вернее, именно папу) постоянно. Рисовала вот так условно, чтобы ей было понятнее что где. И каждый день человечек был почти один и тот же. Похоже, я была сильно не права :(
    Вот сейчас у нас период активного раскрашивания красками. Мы либо вместе обводим контур моего карандашного рисунка, а потом она раскрашивает, либо это раскраски. Пару дней назад дочка пробовала уже рисовать контур сама и сама раскрашивать. Вообще в такие моменты, я стараюсь к дочке не лезть, в том числе и не указываю, какими цветами раскрашивать те или иные предметы (не считая случая, когда мы по ее настоянию копировали картинки). Тут я тоже не права или пока дать ей полную свободу (ей 2 с половиной года) ? Поскольку если начинаю, что-то советовать, то у нее начинает рассеиваться внимание и она теряет интерес, а так может сидеть очень долго и раскрашивать :)
    Марина, спасибо за твои статьи о рисовании :) Жду еще!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, для такого возраста (2,5 годика) схематичные рисунки это нормально, так ребенку гораздо проще понимать окружающий мир. Но здесь конечно нужно быть очень осторожной в отношении к детскому рисунку и не застывать на одном месте. Ребенок ведь растет, понимает и осознает уже гораздо больше, поэтому и его рисунок должен видоизменяться и от схем переходить к образам. И самое важное и главное - хвалить маленького художника за любой рисунок, даже порой непонятный нам. Даже если яблоко синего цвета, а солнышко зеленого :) Если навязывать ребенку наши взрослые мнения (ты не так нарисовал; разве в природе так бывает; посмотри как надо и т.д), то и вырабатываются все эти штампы, а проще говоря - страхи сделать что-то не так. Расскажу несколько реальных случаев из практики студии. После урока мама смотрит на рисунок дочки и начинает при всех ее вычитывать - что ты такое нарисовала, посмотри какие красивые рисунки у детей, какая-то ты у меня безрукая.... Что здесь добавить... И я плавно провожу аналогии. В студию пришла заниматься батиком девочка восьмиклассница. И во время обсуждения цветового решения работы, она говорит - я не могу сделать эту работу в таких оттенках.. Немой вопрос в моих глазах... - у меня мама не любит холодные оттенки... а у девочки уже барьер и о свободе творчества можно забыть...
      Здесь очень тонкая грань и ее нужно чувствовать- где рисовать с ребенком, а где дать ему полную свободу, чтобы он не боялся сделать что-то без мамы. И чтобы был уверен, что маме всегда понравится. Мы в студии в прошлом году рисовали морковку и у одной девочки (она была младше всех) вместо морковки получилась рыба. Классная озорная рыбка. Мы вместе с ее папой хвалили девочку за ее рисунок не меньше чем остальных за морковки :)
      Светочка, надеюсь я хоть немножко ответила на твои вопросы? :) Много слов, надеюсь хоть что-нибудь будет понятно из моего потока мыслей :) Спасибо тебе за твои комментарии! Спрашивай, я с огромным удовольствием поделюсь тем, что знаю! :)

      Удалить
  3. Спасибо за пост )) я даже и никогда не задумывалась о деревьях-морковках... буду сама теперь учится рисовать заново

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, я тоже не задумывалась, пока не стала вести уроки рисования у малышей! Тут-то и вспомнила, чему когда-то учили!)))

      Удалить
  4. Спасибо за пост! мы пробовали рисовать дерево по вашему уроку! Дочке было интересно! Только вот психологию готового рисунка я не разгадала)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада, правда!!! А про психологию не думайте, ребенок получил удовольствие - и это главное! )))

      Удалить
  5. Привет! Подписалась с огромным удовольствием на ваш (можно твой?) блог. Хочу рассказать о своем опыте рисования с детьми.) Так как мама я безолаберная, и предпочитаю, что бы дети были самостоятельными. То выдаю им краски, кисти и бумагу, а потом просто восхищаюсь полученным результатом, что бы это ни было. И самая для меня приятная минутка, это спрашивать у ребенка, а что он нарисовал, а потом и правда увидеть это в рисунке.))) Поэтому, очень надеюсь что у детей штампов не будет.))) А деревья я им вообще не так показывала.))) А примерно как ты на уроке показала, но не так все грамотно и красиво конечно.)))
    И еще хочу рассказать об одном случае из моего детства, ходила в художку к художнице Сталине Михайловне, хорошая женщина, и никто ее не мог вывести из себя, кроме меня. Последней каплей для нее был мой заяц. Мне года 4. Для тех лет рисовала я хорошо.) Так вот рисовали мы все зайца, и я упорно не понимала почему мне уже в пятый раз говорили перерисуй. И пока все рисовали одного зайца, я нарисовала штук шесть, и всех моих зайцев забраковали. Я уже психую, подхожу и говорю, вот уши, лапы, хвост, что еще не так??? А она и говорит, что зайцы коричневыми не бывают.(((( На том мои занятия и закончились. Мама мне разрешала рисовать любых зайцев.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, можно и нужно на ты! ))) Спасибо, что поделилась такой и забавной и одновременно грустной историей! Вот именно об этом я пыталась сказать в своем посте, твой пример - яркая иллюстрация! Здесь очень точно нужно чувствовать тонкую грань между научи и не навреди.

      Удалить
  6. Марина, очень понравился пост.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения